В эти дни сразу в трех фойе Русского театра Эстонии проходит выставка, приуроченная ко дню рождения творческого коллектива. В экспозиции представлены несколько десятков работ фотохудожника Елены Вильт.
Олег Терк. Ваша выставка… Елена Вильт. Подождите! На самом деле, это выставка театра, потому что посвящена его людям – режиссерам и их спектаклям, актерам и их ролям, посвящена сценографам, осветителям, костюмерам и бутафорам, словом, всем, без кого не бывает спектаклей. Так что присвоить себе авторства не могу никак.
О.Т. Хорошо. Давайте считать эту выставку Вашим спектаклем. Каков его жанр? Е.В. Одним словом определить трудно. Главное тут — цвет и краски, яркость и краски. Потому что вместе с работой в Русском театре, куда я пришла пару лет назад, в мою жизнь пришли краски. Мой спектакль – переход от обыденной жизни к краскам и яркости. «Переход».
ОТ. Глядя на Ваши снимки, понимаешь, что в фотографии Вы не новичок. Е.В. Я прошла закалку на отделении фотографии в Тартуской Высшей художественной школе, изучала семиотику и культурологию в Тартуском университете, шесть лет училась фотографии в одной из самых известных школ Финляндии. Пожить мне довелось и в Португалии, так что накопленный опыт позволил смотреть на свою работу с разных позиций и под разными углами.
О.Т. Как бы там ни было, но чтобы сделать «Переход», кроме всего прочего, требовалось и просто любить театр. За что вы его любите? Е.В. Наверное, не зря говорится, что театр начинается с вешалки. Начинается он и с фотографий актеров в фойе и фотографий сцен из спектаклей. Для меня же театр еще и очень живой, подвижный организм, и появиться с камерой, чтобы снять премьеру, это просто не тот подход. Чтобы любить, надо быть частью этого организма, тут даже дело не в конкретных людях, которые делают спектакль, но и в тебе самом, ты тоже обязан стать участником этого процесса, его частью.
О.Т. Не буду скрывать, что однажды сильно на вас обозлился. Смотришь на сцену, а тут вы со своим фотоаппаратом носитесь, то там вы, то здесь, а то и вообще из-за вас сцены не видно… Интересно, какое расстояние вы пробегаете в течение спектакля, чтобы потом сделать всего несколько тех самых, «единственных» снимков? Е.В. Браво! Красивый вопрос, потому что театральная съемка ни на что не похожа, а профессия театрального фотографа, по-моему, уникальна. Вообще вы заговорили о больном, потому как снимать спектакли приходится в совершенно разных условиях. Иногда это прогон, где одна сцена может повторяться несколько раз, и ни один повтор не похож на предыдущий, всегда какое-то новое наполнение сцены, хотя вроде бы актеры произносят одни и те же слова. Но бывает, что приходится снимать в присутствии зрителей. Тут чаще всего сидишь на одном месте и ловишь самый важный кадр. Но это уже не техника, а как раз момент творчества, поиск визуальных решений в попытке раскрыть актера, его персонажа, мысль режиссера. Потому съёмка на премьере на редкость сложна, она сковывает фотографа, лишает его возможности передвигаться, и, если все же мне нужно перемещаться, то я всем своим существом чувствую, что мешаю, что раздражаю, и сказать, что в этот момент меня мучает совесть, это не сказать ничего.
О.Т. Какой спектакль вы можете полюбить с первого взгляда? Е.В. Тот, что ставит мне особые задачи. Самые интересные и запоминающиеся те, что снимать сложнее всего, когда у тебя есть единственная точка для съемки, и отсюда ты должен рассказать о спектакле, максимально раскрыть для зрителя мысль режиссера. Обычно режиссеры, спасибо им, дают мне немало свободы перемещаться, не сильно мешая, конечно, при этом артистам. И все же несколько спектаклей, которые мне пришлось отснять жестко привязанной к одному месту — самые памятные и любимые. Порой кажется, что с одной точки снять не получится ни за что, невозможно, а потом видишь результат и счастлив, и понимаешь, что одна точка дает больше, чем километры, намотанные вокруг сцены.
О.Т. Кого снимать проще – актрис или актеров? Е.В. К такому вопросу, честно говоря, не готова… Если речь о пластике, о теле в пространстве, то это, конечно, женщины; если речь об экспрессии, то тут приоритет у мужчин…
Вел интервью Олег Терк