Я НЕ ГОТОВ СМЕЯТЬСЯ НАД ТЕМ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ГЛАВНУЮ ТРАГЕДИЮ ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Елена Скульcкая

Игорь Лысов ставит в Русском театре «Женитьбу» Гоголя. Премьера – 22 ноября

— Игорь, Гоголь людей не любил, женщин ненавидел – мол, знаю я, зачем вы кокетничаете, зачем посмеиваетесь, вполне понимаю ваши тайные цели! Благодетелей презирал, над гениями издевался — Пушкина вывел Хлестаковым в «Ревизоре. Ты сатиру будешь ставить?

— А я сатиру ненавижу, она для меня пахнет революцией, то есть – цинизмом. Я женщин люблю. Я, конечно, готов над ними посмеяться, но не высмеивать, посмеяться сквозь призму любви. Ты посмотри, как живет главная героиня Агафья Тихоновна! У нее на всякий случай платье подвенечное готово. Есть, есть платье! – с готовностью отвечает она на вопрос. Это значит, что каждое утро встает с надеждой – а вдруг сегодня произойдет что-то замечательное, вдруг ко мне посватается кто-то, а платье готово, тут задержки не будет.

— Всякий, кто любит женщин, в чем-то перед ними виноват. А ты?

— Еще бы! Я и хочу поставить спектакль, вспоминая свою питерскую юность, когда мы с приятелями ходили в гости к девушкам, заигрывали, ухаживали, намекали на готовность к самым серьезным отношениям, а потом исчезали. Да что говорить: когда я пошел жениться – на художнице спектакля Изабелле Козинской – то меня вдруг просто что-то остановило, как Подколесина. Это ведь, думаю, на всю жизнь, это ведь никуда потом не деться. И стою, молчу, не отвечаю на вопрос, согласен ли я. Да так долго тянул с ответом, что брат моей невесты успел заплакать!

— Ну, Агафья Тихоновна только кажется, что выйдет замуж за любого. Ей хочется нос одного жениха приставить к губам другого, от одного взять развязности, от другого дородности… Может быть, Гоголь хотел сказать, что любой женщине всегда хочется чего-нибудь, чего у нее нет. Ей хочется всегда чего-то другого?

— Да ты подумай: она-то ведь тоже выходит замуж на всю жизнь! Как бы ни рвалась она устроить свою судьбу, а прогадать-то страшно. Она себя «влюбленной девицей» называет, но влюблена она не в человека, а в саму идею семейной жизни (как множество девушек и сегодня). А женихи мало ею интересуются – один о богатстве спрашивает, второй – полненькая ли она, третий – говорит ли она по-французски (которым он сам не владеет, но от жены требует).

— Получается, что она правильно остановила свой выбор на Подколесине, поскольку он как раз интересуется ею лично, а не ее состоянием: «Какая прекрасная ручка! Отчего у вас, сударыня, такая прекрасная ручка?..»

— Вроде бы правильно, да только именно он ее и обманул, выпрыгнул в окно, сбежал с собственной свадьбы. Всё так стремительно развивалось, летело, свадьба уж была готова, — и в самой этой поспешности столько всего  забавного,  комедийного, вздорного – с глупыми женихами, с простодушно-нелепой Агафьей Тихоновной, что финал мог бы быть идти под сплошной хохот. Но в том-то и дело, что, как говорил персонаж Гоголя в «Ревизоре»: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!» И я хочу показать, что вся история имеет к нам самое прямое отношение.

http://www.sirp.ee/s1-artiklid/teater/pealelend-123/
Powered by Genius