http://rus.postimees.ee
Достойно завершил сезон Русский театр, показав спектакль-игру по мотивам сказки Чуковского «Муха-Цокотуха», в котором малышам в игровой форме рассказали о вечных человеческих ценностях.
Татьяна Космынина — еще Муха или уже Паук? Фото: Виктор Марвин
Только представьте — восемь полных залов с детьми разных возрастов, имеющих разную театральную подготовку или полное ее отсутствие, с разными моделями поведения и эстетическими потребностями.
Жаль, что меня не было на том спектакле, где на вопрос ведущего Александра Кучмезова — о чем эта сказка? – один маленький мальчик ответил: «О том, что в трудный момент друзья всегда тебя предадут!» Очень бы хотелось посмотреть на этого юного пессимиста. Надо же так сформулировать и обобщить до «всегда»! Неужели у этого ребенка такой большой и печальный жизненный опыт? Неужели именно так сейчас смотрится эта сказка? Помните: как только паук напал на муху, козявочки спрятались под лавочки, а кузнечик, как человечек, за кусток под мосток… Предатели?
А Корней ведь Иванович-то о радости писал: «Это единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств. У меня бывали такие внезапные приливы счастья…»
Правда, не пришлось «Мухе-Цокотухе» этого счастья хлебнуть. Запрещали сказку за жуков-мужиков богатых — прославление-де кулачества, осуждали за невозможную в живой природе странную парочку муха-комар, за несоветскую позицию автора, который, по мнению педагогов 50-х годов, не осуждает «друзей», покинувших товарища в трудную минуту… Странно, но выходит, что современный ребенок видит в сказке то же, что видела советская до мозга костей училка 60 лет назад?
Видите, какие мысли вызвала простенькая с виду стихотворная сказочка! Итак, что же происходило в Малом зале Русского театра, под завязку заполненном шумящими, гудящими, топающими и орущими юными зрителями?
Такие задумчивые и сосредоточенные зрители тоже были на этом спектакле. Фото: Виктор Марвин.
Стихотворную сказку сначала читали хором вместе с залом, а потом — по ролям четыре замечательных артиста: Татьяна Космынина, Анастасия Цубина и два Александра – Жиленко и Кучмезов. Затем вместе с залом выбирали исполнительницу роли Мухи. Несмотря на интриги и происки остро-характерной Космыниной, Мухой, под яростные аплодисменты зала, была утверждена лирическая героиня, чтобы не сказать – инженю, Цубина. А Космынина получила роль Паука-злодея, сделав его очень похожим по пластике на плетущего сети зла профессора Мориарти из культового фильма о Шерлоке Холмсе.
Комарик в исполнении Жиленко получился эдаким грузинским князем, временами декламирующим то Пушкина, то Шекспира, а Кучмезов играл вальяжного мэтра, маститого режиссера, который отлично управляет ревущим залом, отпуская реплики для взрослых и объясняя детям происходящее. Кстати, бабочку он изображал весьма специфическим образом, но оставим описание этой мизансцены за пределами нашей статьи.
По ходу дела Жиленко (слева) и Кучмезов распевают текст сказки практически оперными голосами. Фото: Виктор Марвин.
Что именно поняли дети, вместе с которыми мы смотрели спектакль? Не думаю, что все копнули так глубоко, как безымянный зритель, о котором уже шла речь. Главное – другое: они полностью раскрепостились. Психологи говорят, что такие интерактивные спектакли очень полезны современным детям, живущим одной семьей не с мамой и папой, а с телефоном и планшетом.
И вот, пока писалась эта статья, из театра пришла радостная весть: спектакль «Муха-Цокотоуха», который в этом сезоне показали восемь раз в рамках фестиваля «Встречи с детскими писателями», в новом сезоне будет включен в репертуар Русского театра. По этому поводу можно сказать только одно слово: ура!
http://rus.postimees.ee/4140681/muha-cokotuha-sovremennye-deti-razbirayutsya-v-podtekste-skazki-naravne-s-sovetskimi-byurokratami?utm_source=&utm_medium=button_article&utm_content=&utm_campaign=fb_social